Создадим HTTP-сервер, который обрабатывает запросы браузера и возвращает ответ в виде HTML-страницы.
Введение в HTTP
Для начала разберемся, что из себя представляет HTTP. Это текстовый протокол для обмена данными между браузером и веб-сервером.
Пример HTTP-запроса:
GET /page.html HTTP/1.1
Host: site.com
Первая строка передает метод запроса, идентификатор ресурса (URI) и версию HTTP-протокола. Затем перечисляются заголовки запроса, в которых браузер передает имя хоста, поддерживаемые кодировки, cookie и другие служебные параметры. После каждого заголовка ставится символ переноса строки \r\n
.
У некоторых запросов есть тело. Когда отправляется форма методом POST, в теле запроса передаются значения полей этой формы.
POST /submit HTTP/1.1
Host site.com
Content-Type: application/x-www-form-urlencoded
name=Sergey&last_name=Ivanov&birthday=1990-10-05
Тело запроса отделяется от заголовков одной пустой строкой. Заголовок «Content-Type» говорит серверу, в каком формате закодировано тело запроса. По умолчанию, в HTML-форме данные кодируются методом «application/x-www-form-urlencoded».
Иногда необходимо передать данные в другом формате. Например, при загрузке файлов на сервер, бинарные данные кодируются методом «multipart/form-data».
Сервер обрабатывает запрос клиента и возвращает ответ.
Пример ответа сервера:
HTTP/1.1 200 OK
Host: site.com
Content-Type: text/html; charset=UTF-8
Connection: close
Content-Length: 21
<h1>Test page...</h1>
В первой строке ответа передается версия протокола и статус ответа. Для успешных запросов обычно используется статус «200 OK». Если ресурс не найден на сервере, возвращается «404 Not Found».
Тело ответа так же, как и у запроса, отделяется от заголовков одной пустой строкой.
Полная спецификации протокола HTTP описывается в стандарте rfc-2068. По понятным причинам, мы не будем реализовывать все возможности протокола в рамках этого материала. Достаточно реализовать поддержку работы с заголовками запроса и ответа, получение метода запроса, версии протокола и URL-адреса.
Что будет делать сервер?
Сервер будет принимать запросы клиентов, парсить заголовки и тело запроса, и возвращать тестовую HTML-страничку, на которой отображены данные запроса клиента (запрошенный URL, метод запроса, cookie и другие заголовки).
О сокетах
Для работы с сетью на низком уровне традиционно используют сокеты. Сокет — это абстракция, которая позволяет работать с сетевыми ресурсами, как с файлами. Мы можем писать и читать данные из сокета почти так же, как из обычного файла.
В этом материале мы будем работать с виндовой реализацией сокетов, которая находится в заголовочном файле <WinSock2.h>
. В Unix-подобных ОС принцип работы с сокетами такой же, только отличается API. Вы можете подробнее почитать о сокетах Беркли, которые используются в GNU/Linux.
Создание сокета
Создадим сокет с помощью функции socket
, которая находится в заголовочном файле <WinSock2.h>
. Для работы с IP-адресами нам понадобится заголовочный файл <WS2tcpip.h>
.
#include <iostream>
#include <sstream>
#include <string>
// Для корректной работы freeaddrinfo в MinGW
// Подробнее: http://stackoverflow.com/a/20306451
#define _WIN32_WINNT 0x501
#include <WinSock2.h>
#include <WS2tcpip.h>
// Необходимо, чтобы линковка происходила с DLL-библиотекой
// Для работы с сокетам
#pragma comment(lib, "Ws2_32.lib")
using std::cerr;
int main()
{
// служебная структура для хранение информации
// о реализации Windows Sockets
WSADATA wsaData;
// старт использования библиотеки сокетов процессом
// (подгружается Ws2_32.dll)
int result = WSAStartup(MAKEWORD(2, 2), &wsaData);
// Если произошла ошибка подгрузки библиотеки
if (result != 0) {
cerr << "WSAStartup failed: " << result << "\n";
return result;
}
struct addrinfo* addr = NULL; // структура, хранящая информацию
// об IP-адресе слущающего сокета
// Шаблон для инициализации структуры адреса
struct addrinfo hints;
ZeroMemory(&hints, sizeof(hints));
// AF_INET определяет, что используется сеть для работы с сокетом
hints.ai_family = AF_INET;
hints.ai_socktype = SOCK_STREAM; // Задаем потоковый тип сокета
hints.ai_protocol = IPPROTO_TCP; // Используем протокол TCP
// Сокет биндится на адрес, чтобы принимать входящие соединения
hints.ai_flags = AI_PASSIVE;
// Инициализируем структуру, хранящую адрес сокета - addr.
// HTTP-сервер будет висеть на 8000-м порту локалхоста
result = getaddrinfo("127.0.0.1", "8000", &hints, &addr);
// Если инициализация структуры адреса завершилась с ошибкой,
// выведем сообщением об этом и завершим выполнение программы
if (result != 0) {
cerr << "getaddrinfo failed: " << result << "\n";
WSACleanup(); // выгрузка библиотеки Ws2_32.dll
return 1;
}
// Создание сокета
int listen_socket = socket(addr->ai_family, addr->ai_socktype,
addr->ai_protocol);
// Если создание сокета завершилось с ошибкой, выводим сообщение,
// освобождаем память, выделенную под структуру addr,
// выгружаем dll-библиотеку и закрываем программу
if (listen_socket == INVALID_SOCKET) {
cerr << "Error at socket: " << WSAGetLastError() << "\n";
freeaddrinfo(addr);
WSACleanup();
return 1;
}
// ...
Мы подготовили все данные, которые необходимо для создания сокета и создали сам сокет. Функция socket
возвращает целочисленное значение файлового дескриптора, который выделен операционной системой под сокет.
Привязка сокета к адресу (bind)
Следующим шагом, нам необходимо привязать IP-адрес к сокету, чтобы он мог принимать входящие соединения. Для привязки конкретного адреса к сокету используется фукнция bind
. Она принимает целочисленный идентификатор файлового дескриптора сокета, адрес (поле ai_addr
из структуры addrinfo
) и размер адреса в байтах (используется для поддержки IPv6).
// Привязываем сокет к IP-адресу
result = bind(listen_socket, addr->ai_addr, (int)addr->ai_addrlen);
// Если привязать адрес к сокету не удалось, то выводим сообщение
// об ошибке, освобождаем память, выделенную под структуру addr.
// и закрываем открытый сокет.
// Выгружаем DLL-библиотеку из памяти и закрываем программу.
if (result == SOCKET_ERROR) {
cerr << "bind failed with error: " << WSAGetLastError() << "\n";
freeaddrinfo(addr);
closesocket(listen_socket);
WSACleanup();
return 1;
}
Подготовка сокета к принятию входящих соединений (listen)
Подготовим сокет к принятию входящих соединений от клиентов. Это делается с помощью функции listen
. Она принимает дескриптор слушающего сокета и максимальное количество одновременных соединений.
В случае ошибки, функция listen
возращает значение константы SOCKET_ERROR
. При успешном выполнении она вернет 0.
// Инициализируем слушающий сокет
if (listen(listen_socket, SOMAXCONN) == SOCKET_ERROR) {
cerr << "listen failed with error: " << WSAGetLastError() << "\n";
closesocket(listen_socket);
WSACleanup();
return 1;
}
В константе SOMAXCONN
хранится максимально возможное число одновременных TCP-соединений. Это ограничение работает на уровне ядра ОС.
Ожидание входящего соединения (accept)
Функция accept
ожидает запрос на установку TCP-соединения от удаленного хоста. В качестве аргумента ей передается дескриптор слушающего сокета.
При успешной установке TCP-соединения, для него создается новый сокет. Функция accept
возвращает дескриптор этого сокета. Если произошла ошибка соединения, то возвращается значение INVALID_SOCKET
.
// Принимаем входящие соединения
int client_socket = accept(listen_socket, NULL, NULL);
if (client_socket == INVALID_SOCKET) {
cerr << "accept failed: " << WSAGetLastError() << "\n";
closesocket(listen_socket);
WSACleanup();
return 1;
}
Получение запроса и отправка ответа
После установки соединение с сервером, браузер отправляет HTTP-запрос. Мы получаем содержимое запроса через функцию recv
. Она принимает дескриптор TCP-соединения (в нашем случае это client_socket
), указатель на буфер для сохранения полученных данных, размер буфера в байтах и дополнительные флаги (которые сейчас нас не интересуют).
При успешном выполнении функция recv
вернет размер полученных данных. В случае ошибки возвращается значение SOCKET_ERROR
. Если соединение было закрыто клиентом, то возвращается 0.
Мы создадим буфер размером 1024 байта для сохранения HTTP-запроса.
const int max_client_buffer_size = 1024;
char buf[max_client_buffer_size];
result = recv(client_socket, buf, max_client_buffer_size, 0);
std::stringstream response; // сюда будет записываться ответ клиенту
std::stringstream response_body; // тело ответа
if (result == SOCKET_ERROR) {
// ошибка получения данных
cerr << "recv failed: " << result << "\n";
closesocket(client_socket);
} else if (result == 0) {
// соединение закрыто клиентом
cerr << "connection closed...\n";
} else if (result > 0) {
// Мы знаем фактический размер полученных данных, поэтому ставим метку конца строки
// В буфере запроса.
buf[result] = '\0';
// Данные успешно получены
// формируем тело ответа (HTML)
response_body << "<title>Test C++ HTTP Server</title>\n"
<< "<h1>Test page</h1>\n"
<< "<p>This is body of the test page...</p>\n"
<< "<h2>Request headers</h2>\n"
<< "<pre>" << buf << "</pre>\n"
<< "<em><small>Test C++ Http Server</small></em>\n";
// Формируем весь ответ вместе с заголовками
response << "HTTP/1.1 200 OK\r\n"
<< "Version: HTTP/1.1\r\n"
<< "Content-Type: text/html; charset=utf-8\r\n"
<< "Content-Length: " << response_body.str().length()
<< "\r\n\r\n"
<< response_body.str();
// Отправляем ответ клиенту с помощью функции send
result = send(client_socket, response.str().c_str(),
response.str().length(), 0);
if (result == SOCKET_ERROR) {
// произошла ошибка при отправле данных
cerr << "send failed: " << WSAGetLastError() << "\n";
}
// Закрываем соединение к клиентом
closesocket(client_socket);
}
После получения запроса мы сразу же отправили ответ клиенту с помощью функции send
. Она принимает дескриптор сокета, строку с данными ответа и размер ответа в байтах.
В случае ошибки, функция возвращает значение SOCKET_ERROR
. В случае успеха — количество переданных байт.
Попробуем скомпилировать программу, не забыв предварительно завершить функцию main
.
// Убираем за собой
closesocket(listen_socket);
freeaddrinfo(addr);
WSACleanup();
return 0;
}
Если скомпилировать и запустить программу, то окно консоли «подвиснет» в ожидании запроса на установление TCP-соединения. Откройте в браузере адрес http://127.0.0.1:8000/. Сервер вернет ответ, как на рисунке ниже и завершит работу.
Последовательная обработка запросов
Чтобы сервер не завершал работу после обработки первого запроса, а продолжал обрабатывать новые соединения, нужно зациклить ту часть кода, которая принимает запрос на установку соединения и возвращает ответ.
const int max_client_buffer_size = 1024;
char buf[max_client_buffer_size];
int client_socket = INVALID_SOCKET;
for (;;) {
// Принимаем входящие соединения
client_socket = accept(listen_socket, NULL, NULL);
if (client_socket == INVALID_SOCKET) {
cerr << "accept failed: " << WSAGetLastError() << "\n";
closesocket(listen_socket);
WSACleanup();
return 1;
}
result = recv(client_socket, buf, max_client_buffer_size, 0);
std::stringstream response; // сюда будет записываться ответ клиенту
std::stringstream response_body; // тело ответа
if (result == SOCKET_ERROR) {
// ошибка получения данных
cerr << "recv failed: " << result << "\n";
closesocket(client_socket);
} else if (result == 0) {
// соединение закрыто клиентом
cerr << "connection closed...\n";
} else if (result > 0) {
// Мы знаем размер полученных данных, поэтому ставим метку конца строки
// В буфере запроса.
buf[result] = '\0';
// Данные успешно получены
// формируем тело ответа (HTML)
response_body << "<title>Test C++ HTTP Server</title>\n"
<< "<h1>Test page</h1>\n"
<< "<p>This is body of the test page...</p>\n"
<< "<h2>Request headers</h2>\n"
<< "<pre>" << buf << "</pre>\n"
<< "<em><small>Test C++ Http Server</small></em>\n";
// Формируем весь ответ вместе с заголовками
response << "HTTP/1.1 200 OK\r\n"
<< "Version: HTTP/1.1\r\n"
<< "Content-Type: text/html; charset=utf-8\r\n"
<< "Content-Length: " << response_body.str().length()
<< "\r\n\r\n"
<< response_body.str();
// Отправляем ответ клиенту с помощью функции send
result = send(client_socket, response.str().c_str(),
response.str().length(), 0);
if (result == SOCKET_ERROR) {
// произошла ошибка при отправле данных
cerr << "send failed: " << WSAGetLastError() << "\n";
}
// Закрываем соединение к клиентом
closesocket(client_socket);
}
}
Когда сервер закончит обработку запроса одного клиента, он закроет соединение с ним и будет ожидать нового запроса.
Исходный код окончательной версии сервера.
Во второй части этой статьи мы напишем парсер HTTP-заголовков и создадим нормальное API для управления HTTP-запросами и ответами.
Примечание: если вы используете MinGW в Windows, то библиотеку Ws2_32.lib
нужно вручную прописать в настройках линковщика.
Комментарии к статье: 38
Возможность комментировать эту статью отключена автором. Возможно, во всем виновата её провокационная тематика или большое обилие флейма от предыдущих комментаторов.
Если у вас есть вопросы по содержанию статьи, рекомендуем вам обратиться за помощью на наш форум.